Быстрый переход к информационным материалам:
строительство > > > клеи > > краски > > > вентиляция > > кровельные материалы > > > отопление > > > полезное > смеси > > водоотвод > окна > теплоизоляция > > > бетон > > > отделочные материалы > > > сантехника > > > лестницы > плитка > > > архитектура > > > инструменты > > сети > > стекло > пиломатериалы > > > строительная техника > двери > > металлопрокат > > наливные полы электрооборудование > > >

Электрооборудование


Главная > Обзор > Электрооборудование


Сохранить областные теплоэнергетические структуры. Ответ на предложение А.Б. Чубайса о реформировании коммунальной теплоэнергетикиСохранить областные теплоэнергетические структуры. Ответ на предложение А.Б. Чубайса о реформировании коммунальной теплоэнергетики


Ходят слухи о том, что РАО «ЕЭС России» хочет помочь системе жилищно-коммунального хозяйства с реформой. А.Б

Ходят слухи о том, что РАО «ЕЭС России» хочет помочь системе жилищно-коммунального хозяйства с реформой. А.Б.Чубайс предложил себя в качестве менеджера, который может решить проблемы коммунальщиков, потому что, по его мнению, они весьма схожи с проблемами энергетиков.

Заместитель председателя Ассоциации «Мособлтеплоэнерго», старейший теплоэнергетик Московской области В.И.Александров поделился с нами своими мыслями по этому вопросу.

Для начала возьмем исходные данные по России: 30% населения проживает в сельской местности и само себя обеспечивает теплом; 40-50% — в областных и промышленных центрах, где теплоснабжение обеспечивают, как правило, ТЭЦ и крупные котельные; еще 20-30% — это жители городов и поселков городского типа, а также центральные усадьбы сельскохозяйственного производства.

Теперь данные по Московской области: 80% населения отапливается от котельных, находящихся в муниципальной собственности; 20% — от ТЭЦ и ГРЭС «Мосэнерго» и промышленных котельных.

На балансе муниципалитетов находятся около 1600 котельных, протяженность тепловых сетей составляет 8600 км. В 2002 г. отпущено потребителям 35 850 тыс. Гкал тепловой энергии. Количество проживающих в домах с централизованным теплоснабжением составляет 5,2 млн. человек. Горячим водоснабжением пользуются 4,4 млн человек. В системе теплоснабжения трудятся около 25 тыс. работников. На централизованное теплоснабжение расходуется (при потерях в сетях до 12% и КПД котельных 80%): 165 кг условного топлива умножить на 35,6 млн Гкал и на коэффициент 1,2. Итого получаем 61 млн т условного топлива. Надо сказать, что у нас в эксплуатации находятся котельные мощностью 200-300 Гкал/час и сети диаметром 800 мм.

Все эти показатели говорят о том, что в Московской области муниципальные теплоэнергетические предприятия представляют собой огромное хозяйство.

Исторически сложилась практика, при которой «Мосэнерго» всегда, по сути дела, игнорировало постановления правительства СССР и не принимало в области магистральные теплосети. Например, в Кашире, Электрогорске, Химках, Ступине, так как в данном положении потери относились бы на счет «Мосэнерго». Тарифы также не стимулировали отпуск тепла от электростанций.

Тарифы на тепловую энергию в 30-е годы прошлого века составляли для населения 1 руб. 36 коп. Затем, несмотря на запрет на повышение, был принят новый тариф — 2 руб. 89 коп. за 1 Гкал. Хотя в некоторых районах Московской области он составлял по отдельным котельным 18 руб. Котельные мощностью выше 100 Гкал/час должны были приниматься на баланс Министерством энергетики и электрификации СССР.

В конце 80-х годов в Московской области началась реформа жилищно-коммунального хозяйства России. Были ликвидированы областные управления, в том числе и «Мособлтеплоэнерго».

Затем началась приватизация «по Чубайсу».

Практически все тепловое хозяйство промышленных, строительных и сельхозпредприятий было брошено, и местные органы были вынуждены его принимать в любом виде. За это время реальные силы теплоснабженцев направлялись на кое-какое поддержание хозяйства на плаву.

Серьезные аварии в работе систем централизованного теплоснабжения в только что закончившемся отопительном сезоне в ряде регионов России (в Московской области, как в народе говорят, Бог миловал) являются не только последствием неудовлетворительной подготовки к зиме, но и логическим результатом политики, проводившейся в отношении коммунальной теплоэнергетики в течение многих десятилетий и особенно в последние годы.

В концентрированной форме проявились последствия применявшегося к коммунальной энергетике остаточного принципа финансирования — строительства и ремонта «как можно дешевле», (амортизация для тепловых сетей была установлена в пределах 4-5%). Тепловые сети по продолжительности срока службы были приравнены к газовым сетям.

Оплата труда специалистов в теплоснабжающих предприятиях была не на уровне большой энергетики, а равнозначной оплате коммунальных служб. Низкая оценка труда коммунальных энергетиков привела к большой текучести кадров. Квалифицированные кадры по этой причине от нас уходили. Это наблюдается и в настоящее время, хотя замечу: квалификация теплоэнергетиков значительно выше, чем в других обслуживающих отраслях.

Продолжается нарастание доли изношенного, часто исчерпавшего ресурс оборудования и трубопроводов. По опубликованным материалам, 32% котлов и 23% трубопроводов полностью отработали нормативный срок.

Возникшая в начале 90-х годов, почти узаконенная система неплатежей, в развитии которой определенная роль принадлежит государственным и муниципальным органам, нанесла коммунальным энергетическим предприятиям трудно поправимый ущерб.

Тяжелое финансовое состояние, крайне низкий уровень инвестиций в коммунальную энергетику негативно отражаются на устойчивости теплоснабжения потребителей.

Достаточно сказать, что себестоимость тепловой энергии по Московской области за 2002 год составила 302,79 руб., а утвержденный тариф — 266,19 руб. Больше половины предприятий являются убыточными, но руководители Госстроя РФ и его институтов в средствах массовой информации нас призывают к снижению себестоимости. В то же время цены на газ (он в себестоимости составляет до 60%), электроэнергию, нефтепродукты, металл, оборудование растут не по дням, а по часам при молчаливом согласии нашего правительства, депутатов Госдумы и сенаторов. (Имеются ввиду цифры по регулируемым государством тарифам и ценам). Например, последнее повышение цен на газ и электроэнергию на 20-30% в начале текушего года.

Нас всегда сравнивают с Европой. Что там-де затраты на отопление в 2-3 раза ниже, чем у нас. Достаточно, однако, напомнить, что столица нашей Родины Москва — самая холодная столица мира. Во всех европейских странах, кроме Польши и прибалтийских государств, выращивают виноград. 60% территории Российской Федерации относится к районам Крайнего Севера и приравнивается к ним. К сожалению, мы строим дома с большими тепловыми потерями, которые достигают 40-50%. Это подсчитали наши коллеги с Украины из «Полтавоблтеплоэнерго». Кстати, на Украине и в Белоруссии сохранили областные теплоэнергетические структуры, а наши реформаторы их ликвидировали. Что делать?

Вопрос объединения (поглощения) коммуналки большой энергетикой «по Чубайсу» — сложный, так как теплоснабжающие организации работают в разных по количеству населения городах и поселках. Так, например, даже в Москве магистральные тепловые сети принадлежат «Мосэнерго», а ЦТП и разводящие сети — городу.

Передача в «Мосэнерго» всего теплового хозяйства сомнительна. Практика говорит, что в сельских районах полностью электрические сети так и не приняты, и в районах местные органы создают собственные обслуживающие службы.

Что делать с долгами? В настоящее время отдельные администрации создают новые предприятия, а долги оставляют старой дирекции или Теплосети, или Водоканала.

Есть опасность, что при объединении большая энергетика займется своими проблемами, так как оборудование ТЭЦ и ГРЭС стареет, и до малых населенных пунктов руки не дойдут.

Итак, кратко формулирую выводы.

  • Теплоснабжение (организации) оставить в ведении руководства области.
  • Создать областные структуры — АО, корпорацию, ассоциацию, разделив собственность между муниципалитетами и АО, а также коллективами или владельцами жилья.
  • Регулирование тарифов необходимо передать в РЭК или министерству экономики.
  • Постепенно районные и городские теплоснабжающие организации акционировать или создавать частные компании, но к ним надо относиться осторожно. Примеры есть отрицательные: бани, такси.
  • Разработать и при согласии Федерального правительства принять Закон не республиканский, а региональный — «О теплоснабжении области», в котором прописать все проблемы развития на основе схем теплоснабжения. Забрать эти функции от Госстроя РФ, так как в каждом регионе России есть много специфических особенностей по температуре, продолжительности отопительного сезона и т.д.
  • Аудит (организацию) необходимо передать в областное объединение.
  • Пересмотреть и принять на уровне области все методические рекомендации по экономике, отчетности для использования на том же (областном) уровне.
  • Необходимо для населения области установить единый тариф, так как стартовый период по цене топлива неоднозначен, цена на газ ниже, чем на жидкое топливо, в 1,5-2 раза.
  • Ужесточить ответственность за оплату поставляемой продукции.



Вернуться к списку материалов

 

другие материалы на тему "Электрооборудование"
Перспективы использования энергии солнца и ветраЭнергоэффективные здания для села из местных строительных материалов

Трест "Востокхимзащита" выполняет работы в области промышленного и социального строительства: устройство минеральных оснований, защита металлоконструкций и технологического оборудования, нанесение полимерных систем, отделка и ремонт.

Технологическая служба предприятия использует самые передовые строительные материалы и технологии, гарантирующие высокий уровень качества и долговечный срок службы.